Как соотносятся понятия продолжительность рабочего времени педагогического работника и норма часов педагогической работы? Каковы продолжительность рабочего времени педагога и норма часов педагогической нагрузки?

Педагогическая (учебная, преподавательская) работа педагогических работников, на которую устанавливается норма часов, включает в себя работу с обучающимися в виде проведения уроков, занятий, тренировок, лекций и т.п., текущий контроль успеваемости, проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

Но помимо этой педагогической работы, выполняемой в пределах общего рабочего времени, педагогические работники в «оставшиеся» часы в течение своего рабочего времени еще должны выполнять и другую предусмотренную их должностными обязанностями работу (подготовка к занятиям, проверка работ учащихся, проведение родительских собраний, участие в педагогических и методических советах и др.).    

В зависимости от должности и (или) специальности, а также вида образовательного учреждения педагогическим работникам Министерством образования и науки РФ установлена либо продолжительность рабочего времени, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

- 36 часов в неделю:

  • профессорско-преподавательскому составу;
  • старшим воспитателям организаций дошкольного и дополнительного общего образования, домов ребенка;
  • педагогам-психологам;
  • социальным педагогам;
  • педагогам-организаторам;
  • мастерам производственного обучения;
  • старшим вожатым;
  • инструкторам по труду;
  • педагогам-библиотекарям;
  • методистам и старшим методистам образовательных организаций;
  • тьюторам образовательных организаций (кроме ВУЗов);
  • руководителям физического воспитания организаций среднего профобразования;
  • преподавателям-организаторам ОБЖ;
  • инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных организаций;

- 30 часов в неделю ‒ старшим воспитателям (за исключением старших преподавателей дошкольного и дополнительного общего образования, домов ребенка).

В рабочее время педагогических работников включается (в зависимости от занимаемой должности) учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий с обучающимися).

Для вышеназванных педагогических работников норма часов педагогической работы законодательством не определена. Порядок определения учебной нагрузки таких педагогических работников закрепляется в трудовом договоре. Объем часов учебной нагрузки устанавливается образовательным учреждением и оговаривается в трудовом договоре.

Норма часов (астрономических) педагогической работы в неделю за ставку заработной платы установлена:

- 20 часов ‒ учителям-дефектологам и учителям-логопедам;

- 24 часа ‒ музыкальным руководителям и концертмейстерам;

- 25 часов ‒ воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание, присмотр и уход за обучающимися (воспитанниками) с ограниченными возможностями здоровья;

- 30 часов:

  • инструкторам по физкультуре;
  • воспитателям интернатов и групп продленного дня общеобразовательных организаций,  воспитателям организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп) для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций и организаций социального обслуживания (за исключением воспитателей, которым установлена норма преподавательской работы 25 или 36 часов);

- 36 часов ‒ воспитателям организаций дошкольного, дополнительного общего и среднего профессионального образования (за исключением воспитателей, которым установлена норма преподавательской работы 25 или 30 часов);

- 18 часов (включая перемены и динамические паузы в занятиях):

  • учителям общеобразовательных организаций;
  • преподавателям общеобразовательных организаций по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физкультуры и спорта;
  • педагогам и старшим педагогам допобразования;
  • тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям образовательных организаций в области физкультуры и спорта;
  • логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;
  • учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
  • преподавателям организаций среднего профобразования педагогической направленности (за исключением преподавателей, применяющих норму 720 часов в год).

Норма учебной (преподавательской) работы 720 астрономических часов в год (включая перемены и динамические паузы в занятиях) за ставку заработной платы установлена преподавателям организаций среднего профобразования и основных программ профобучения.

Нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам зарплаты за месяц.

За педагогическую или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы либо ниже установленной нормы, оплата производится исходя из установленной ставки зарплаты и фактически отработанного объема часов педагогической или учебной (преподавательской) работы.

При этом тем педагогическим работникам, которым установлена  норма часов педагогической работы, конкретная общая продолжительность рабочего времени законодательством не установлена. Трудовой кодекс РФ определяет только, что она не может превышать 36 часов в неделю. Поэтому время другой (помимо преподавательской) части работы таких педагогических работников регулируется графиками и планами работы образовательного учреждения, личными планами педагогического работника, трудовым договором.


Правовое обоснование

Согласно ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, порядок определения и оплаты учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также случаи, порядок и условия выполнения педагогическими работниками наряду с работой, определенной трудовым договором, с их письменного согласия дополнительной работы, в том числе условия ее оплаты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Приказом Минпросвещения России от 04.04.2025 № 269 в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам установлена продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, утвержденные приказом Минпросвещения России от 04.04.2025 № 268, определяют следующее (нижеуказанные числа являются номерами пунктов Особенностей):
10. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями в период учебного (тренировочного) года, спортивного сезона организаций (далее соответственно - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу; учебный год) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской, тренировочной) работой, которая выражается в объеме их учебной нагрузки, определяемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Особенностей (далее соответственно - педагогическая работа, нормируемая часть педагогической работы).
11. К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, непосредственно предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также дополнительной работы, выполняемой с их письменного согласия за дополнительную оплату.
17. В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.
18. Правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ, с учетом обеспеченности организаций педагогическими кадрами, объемов учебной нагрузки педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, соблюдения гигиенических требований к режиму образовательной деятельности для обучающихся, иных особенностей деятельности организации рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
26. Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно - каникулярное время, отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в размере, предусмотренном трудовым договором и локальными нормативными актами организации.
27. В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах установленного объема их учебной нагрузки (объема педагогической работы), определенного им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктами 11 - 16 Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).
28. Режим рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учетом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
29. Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.